Священные кошки  (дата публикации 09.2004) Париж, Лувр (N3910) Массив акации, роспись. Выс. 14 см., дл. 27 см. XXVI династия. 6 в. до н. э. Египетские художники были превосходными анималистами и на протяжении четырех тысячелетий создавали поразительные по своей глубине и образности памятники, отражающие животный мир долины Нила. Среди священных животных египетских богов, бесспорно, особенно привлекательна кошка — грациозная и таинственная обитательница зарослей папируса; независимый, но постоянный спутник человека. Египтяне любили это животное, охотно содержали кошку дома — свидетельством этого стали многочисленные росписи, происходящие из гробниц, на которых под креслом хозяина или на руках хозяйки обязательно сидит кошка, порой схватившая с праздничного стола жареную утку или какое-то другое лакомство. Образ кошки ассоциировался с различными божествами; как огненно-рыжий кот иногда в египетской мифологии выступает сам бог Солнца Ра, в облике камышового кота изображался Махес — бог бурь и непогоды, почитавшийся в восточной части дельты Нила. Впрочем, наиболее тесно кошка, конечно же, связана с богиней Бастет, воплощением одной из «душ» которой считалась. Исконно львиноголовая богиня, Бастет стала принимать облик кошки со Среднего царства. Согласно легенде, обманутая богом Ра и удалившаяся в далекую страну Бугем, львиноголовая Сехемет — владычица ярости, чумы и пламенного сражения, была умиротворена сказаниями двух павианов, которых подослал к ней Ра, чтобы солнечная богиня, его Око, вернулась на родину, в Египет, где без нее начался мор и неурожай. Соблазненная рассказами о притягательности родной земли, гневная Сехмет, возвращаясь в Египет, ступила в воды священного озера на запретном острове Абатон (совр. Бигэ), где по одной из легенд хранилось сердце Осириса. Умиротворенная, вышедшая из священных вод озера, Сехмет сначала приняла облик кошки Бастет, а затем — ослепительной богини любви Хатхор. Таким образом, Бастет и ее слуги — кошки — считались символами умиротворения опасных сил. Изображения кошек египтяне дарили друг другу в «ночь тьмы», предшествующую наступлению паводка Нила и нового года, когда Сехмет вычеркивает из «свитков жизни» имена тех, кто должен умереть в грядущем году, — считалось, что кошка способна отвести от своего обладателя гнев яростной «истребительницы», ипостасью которой являлась. Изображения кошки в египетском мировоззрении были не просто оберегом от потусторонних сил, но и могущественным амулетом, способствующим сексуальной активности, плодовитости, успеху в любви в целом. Кроме того, созвучие понятий «кошка» (миуит) и «гармония» (маат), делали священное животное хранителем мирового порядка: иногда шерсть в ушах кошки изображалась в виде страусиных перьев, неотъемлемых атрибутов богини Маат. © Фото: Jon Bodsworth  Памятник в экспозиции Лувра В храмовых мастерских изготовляли большое число изображений кошек из бронзы и дерева. Покупая такое изображение и жертвуя его Бастет, т. е. помещая его обратно в храм, египетские паломники надеялись обрести благоволение и покровительство богини. Бастет изображалась при этом как в облике женщины с головой кошки, так и просто в облике кошки, рядом с которой находятся четыре котенка, каждый из которых символизирует одну из сторон света и ее умиротворение великой богиней. Публикации Malek J. The Cat in Ancient Egypt. — London, 1993, pp. 108–109. |