Кошки. Коты. Котята: Элурус- Клуб Любителей Кошек :
 
 
Элурус Плюс
Главная
  История
  Название ФЦ
  Выставки
  Котэ(производители)
  Питомники
  Котята
  Статьи
  Раздел публикаций
  Вопрос-Ответ
  Ссылки
  Категории новостей
  Написать Нам
  Фотогалереи "Элурус"
  Клички Котят РУС
  Клички Котят ENG

Навигация
Карта сайта
Для Скачки

Последние статьи
Суперкот по кличке Ж...
В дорогу с кошкой
Священные кошки
ИСTОРИЯ КОШКИ
Кормление котят

Баннер сайта

Готовы обменяться
ссылками с другими
сайтами.
Код баннера:

ИСTОРИЯ КОШКИ
www.cats.pushkino.tv

ИСTОРИЯ КОШКИ



Семейство кошачьих принадлежит к отряду хищных млекопитающих. Семейство это насчитывает около 35 видов, и чем лучше у них развиты плотоядные зубы, острые когти, головной мозг и мускулатура, тем лучше они приспособлены для выживания в дикой природе. (На мой взгляд, этот постулат не касается felis domesticus, то есть кошек домашних. Спросите моего, или вашего, или любого домашнего кота: хочет ли он в дикую природу - подальше от любимой миски, хозяйских колен и теплой квартиры?)


История кошачьего рода насчитывает по разным данным до нескольких десятков миллионов лет - примерно такой отрезок времени назад потомки исходных насекомоядных животных разделились на три различные эволюционные ветви.
Одна из этих эволюционных ветвей начинается с небольшой группы животных, которые постепенно сменили пищевой рацион, и из насекомоядных превратились в плотоядных. Это были миациды - крупные пракошки, предки всех современных хищников. (Да, вот и подтверждаются интуитивные подозрения любого кошковладельца - эти бестии настолько ленивы (читай - хитры и умны), что только им было под силу догадаться сменить рацион, ведь мелкие теплокровные более калорийны, чем насекомые, а это автоматически позволяло зверюгам тратить меньше времени на охоту и большую часть своей жизни проводить на нагретом солнце камне или пне, блаженно щурясь от сытого ничегонеделания. Уж они-то знают толк в жизни!)
Миациды были похожи на своих насекомоядных сородичей - небольших размеров, коротконогие, с длинным туловищем и вытянутыми узкими мордами. Однако череп у них был крупнее, и мозг отличался большей сложностью. В дальнейшем миациды стали предками других животных, точнее - десяти существующих ныне семейств плотоядных.
Tри из этих семейств (ушастые тюлени, настоящие тюлени и моржи) вернулись в океан и приспособились к жизни в нем, а остальные семь (енотовые, медвежьи, собачьи, куньи, виверровые, гиеновые и кошачьи) остались на суше.
Развитие семейства кошачьих завершилось разделением их на основную ветвь - неофелиды, и две побочные, ныне вымершие - палеофелиды и динофелис.


Палеофeлиды были представлены двумя группами - нимравинами и древними саблезубыми кошками. И те, и другие просуществовали около 30 млн. лет, а затем по неизвестным причинам вымерли.
Динофелис (dinofelis) были крупными, размером со льва, примитивными кошками, они тоже вымерли около 1 млн. лет назад.
Выжила же наименее специализированная ветвь семейства кошачьих - неофелиды. Постепенно потомки этой ветви животных стали развиваться по четырем направлениям - мелкие кошки (от домашней кошки до пумы, которую, впрочем, многие специалисты относят к крупным кошкам), крупные кошки (львы, тигры, леопарды и ягуары), а так же гепарды (представленные собственно гепардами) и ирбисы (снежные барсы), которые занимают особую, четвертую ветвь родословного древа семейства кошачьих.

ОДОМАШНИВАНИЕ КОШКИ



Вот бы начать эту главу так: первая кошка - ее звали так-то - появилась в семье такой-то, скажем, в 6125 году до нашей эры, и произошло это в местечке таком-то... Увы, сделать этого мы не можем. Вероятно, когда-нибудь средства точной датировки и позволят ученым углубиться в древнейшие пласты истории, однако в случае с домашней кошкой на это, что называется, рассчитывать не приходится.
Итак, человек и кошка живут вместе уже 6 тыс. лет. В отличие от остальных одомашненных животных (коров, кур, овец и пр.) кошка сохранила свою первоначальную самостоятельность и своенравность. Однако такая долгая совместная жизнь наложила отпечаток и на кошку, и на человека. Отчетливый кошачий след просматривается и в истории, и в литературе, и в фольклоре, и в изобразительном искусстве. Пролистаем же основные события человеко-кошачьих (или кошко-человеческих) отношений, может, что-то в них станет нам яснее.
Как произошло знакомство человека и кошки, предположил Редьярд Киплинг в своей великой «Кошке, которая гуляет сама по себе». Наверное, долгое время они мирно сосуществовали рядом, оказывая друг другу мелкие услуги (ты мне немножко еды, я тебе немножко мышей распугаю) и не сильно вмешиваясь в дела друг друга. Замечательно, что подобный стиль отношений сохранился в некоторых нишах жизни до сих пор, например, у полудомашних-полудиких деревенских кошек.
До недавних пор было установлено «с достаточной точностью»: родина домашней кошки - Северная Африка, и главным доказательством тому была вовсе не кошачья любовь к теплу. Буланые кошки - наиболее вероятные их предки - не только любят тепло, но и легко приручаются, в противоположность диким европейским котам, настоящим мизантропам, хозяевам последних глухих лесов нашего континента. К тому же буланых кошек, распространившихся в Африке от Алжира до мыса Доброй Надежды, роднят с домашними и анатомические особенности, например строение скелета и объем головного мозга.


Эдуард Рюппель, естествоиспытатель из Франкфурта, в середине прошлого века первым заинтересовался североафриканской буланой кошкой. Он обнаружил ее на западном берегу Нила, в нубийской полупустыне, близ местечка Амбукола, и сделал очень точное описание.
Однако позже стало выясняться, что свою лепту в создание домашней кошки вложили не только египетские животные, но и кошки из Месопотамии, Аравии и иных стран. Родилась гипотеза: возможно, они произошли от скрещивания степной и кавказской диких кошек. А манул? Ведь в 1913 году его сравнивали с персидской домашней кошкой и нашли много общего.
Добрались и до барханной кошки. Она живет на обширной территории - от Каракумов до глубинных районов Ирана.


Здесь, на пустынном нагорье в Северо-Восточной Персии, в начале XVII столетия итальянский аристократ Пьетро делла Балле нашел ручных кошек необычайной красоты. Они отличались прежде всего своей шелковистой серо-голубой шерсткой и пышным хвостом. Он подробно описал их в своих «Письмах потомкам». Было ли сходство между ними и живущими там же барханными кошками, являются ли они предками персидской кошки? Да и вообще, привез ли этот римский любитель приключений такую кошку на родину, чтобы вывести новую породу длинношерстных красавиц? Это, к сожалению, осталось неизвестным.
Ученые до недавнего времени и не подозревали, что и буланая (она же нубийская) кошка, и барханная - все это подвиды одного и того же вида диких европейских кошек, широко распространенного в Старом Свете. Это выяснилось сравнительно недавно. Выходит, египтяне приручили североафриканскую разновидность, жители Азии - азиатскую и так далее. ак была создана первоначальная основа - грациозное животное с изящным телом и на длинных лапах. А уже позже, когда римляне освоили Западную Европу, появились и другие домашние кошки - результат скрещивания «южанок» с приземистыми, коренастыми дикими европейскими котами, и они дали сильное, более крупное потомство.

Сегодня результат таких многочисленных и беспорядочных скрещиваний проявляется в том, что одни кошки отличаются большими размерами и коренастым телосложением, другие, напротив, худы, у них тело вытянутой формы, как, к примеру, у сиамских и восточных короткошерстных. Кстати, именно сиамские кошки, избежавшие контактов с тяжеловесными северными собратьями, наиболее близки по всем показателям к своим прирученным прародителям.
Tак или иначе, исследователи согласны сегодня в одном: приручение кошки не могло начаться до возникновения земледелия в неолите. В этом плане судьба кошки в корне отличается от собачьей, ведь собаки играли важную роль в жизни человека и до развития земледелия. Еще в период палеолита древние охотники научились использовать своих четвероногих спутников, обладающих острым обонянием и прекрасным слухом. Кошки же не представляли ценности для древнего человека, пока тот не начал создавать запасы продовольствия и зерна. С тех пор как охотник перешел к оседлому образу жизни и превратился в крестьянина, запасы пищи, которые у него появились, стали привлекать множество мышевидных грызунов. В древних селениях, где были большие зернохранилища, человек уже оказывался не в состоянии в одиночку охранять их от непрошеных визитеров. Любое животное, которое охотилось бы на грызунов, было бы счастливой находкой для охраны этих, причиняющих столько беспокойства, складов. А массовые эпидемии, вызываемые грызунами, стали настоящим бедствием населения.
И вот в один действительно прекрасный день кто-то сделал потрясающее открытие. Оказывается, дикие кошки, которых и раньше видели бродящими возле амбаров, ловят мышей! Почему бы не приручить полезных животных? И кошек окружили таким вниманием, какого они раньше никогда не видали. Ушли в прошлое дни, когда им, затаившись в лесочке, приходилось часами подстерегать добычу. Все, что теперь от них требовалось - неторопливо прогуливаться вблизи амбаров, где в их распоряжении имелся целый «гастроном», полный упитанных обнаглевших грызунов. Ну, а следующая ступень - приручение и содержание в доме - была достигнута легко и быстро, ибо устраивала обе стороны.
Нам, располагающим современными эффективными средствами борьбы с мышевидными грызунами, трудно представить себе, как много значили кошки для наших предков.Среди ученых существуют самые различные мнения относительно начала одомашнивания кошек. Они считают, что ассирийцы и вавилоняне не имели представления о ее существовании. Но уже в одном произведении на языке санскрит, увидевшем свет два тысячелетия назад, говорится о кошке, как о домашнем животном.
В Сахаре, близ Мемфиса, в захоронении, возраст которого исчисляется в две с половиной тысячи лет, обнаружены фрески, запечатлевшие кошку, похожую на буланую. Поперечные полосы на шее животного, выглядевшие как ожерелье, навели ученых на смелый вывод, что эта кошка была одомашнена.В урции, близ селения Хацилар, найдены статуэтки, которые датируются шестым тысячелетием до нашей эры. Мотив: женщина играет с кошками. В третьем тысячелетии они уже были в Месопотамии. Иероглифы VI - V династий Древнего царства (2700 г. до н. э.) указывают, что они появились и в Египте. А за тысячелетия до этого водились здесь в полудиком состоянии, но уже вблизи человека, и охраняли амбары от грызунов. До обожествления оставалось несколько шагов.
Вершины славы кошки достигли в эпоху Среднего царства, при XVII - XI династиях (2040 - 1785 гг. до н. Жрецы уже заботились о кошке как о храмовом животном. Одним из центров «кошкопоклонников» был Город Солнца, из греческих источников известный нам как Гелиополис. ам изображение бога солнца Ра в кошачьем облике не редкость. Огромная статуя кошки в этом городе была техническим уникумом. Она расширяла и сужала зрачки в зависимости от положения солнца и от того, как падал свет. Одновременно это были и часы: каждый час божественное животное выпускало фонтанчик воды.


Многочисленные изображения кошек дошли до наших дней. Это либо скульптуры богини Бастет (или Баст) с кошачьей головой в восточной части дельты Нила, в городе Бубастисе, либо барельефы музея в Гизе, либо живопись, украшающая саркофаги, либо рисунки на папирусе. К этому можно добавить бесчисленные предметы кустарного производства: горшки, кольца, браслеты, пудреницы, найденные, в частности, среди погребального имущества в могиле утанхамона. Все это украшено фигурками или силуэтами кошек.
Бастет была богиней Луны и одновременно богиней плодородия и материнства. Изображали ее в виде кошки. До нас дошли керамика и бронзовые статуэтки с кладбища кошек в Бубастисе и многие кошачьи мумии, которые в сухом климате Северной Африки сохранялись так же долго, как и человеческие останки.
Геродот, чей авторитет историка не подвергается сомнению, писал: «Когда кошки умирают, их помещают в святилище из камня, там бальзамируют и потом хоронят в Бубастисе. Собак же каждый хоронит в своем собственном oгороде. ак же обходятся и с ихневмонами . Землероек и соколов доставляют в город Буто, ибисов - в Гермео-полис. Медведей, которые редки, а также волков, которых не больше, чем лисиц, хоронят там же, где и обнаружили».


Кошачий культ в долине Нила принял крайние формы. раур по кошкам справляли здесь одинаково: члены семьи, в которой жили кошки, сбривали брови и доставляли мумию в Бубастис. Вывозить животных за пределы страны категорически запрещалось. Путешественникам, торговцам и воинам вменялось в обязанность ловить кошек во время походов на чужбину и доставлять на родину.
Персидский царь Камбиз в 525 году до нашей эры вторгся в Египет. Шла битва за приграничный город-крепость Пелузиум. Под натиском египтян персы дрогнули. И тогда Камбиз приказал посадить на щиты своих воинов кошек. Египетское войско откатилось и сдало город, потому что люди не могли поднять оружие против священных животных.
Греки, соседи египтян, страдавшие от мышей в не меньшей степени, тоже мало-помалу стали обзаводиться кошками. Они давно уже пытались бороться против грызунов с помощью хорьков и ихневмонов. Не помогли и полуприрученные змеи. Спасали только кошки! Началась эра контрабандистов и спекулянтов - из Греции засылали ловцов кошек в Египет. Кто попадался в руки властей - лишался жизни. Кроме того, египтяне предприняли контрмеры, они отправляли собственных агентов в земли эллинов и выкрадывали обратно своих священных животных.
Иностранцы подобной любви к кошкам не разделяли, и в истории остался разгромленный греческий квартал в Мемфисе, когда прошел слух, что кто-то из греков утопил котят. Случались самосуды над иностранцами, нечаянно убившими кошку.

Но постепенно кошки все же проникали в Грецию и на Апеннины. Одно из доказательств тому - монеты V века до нашей эры, на которых можно узнать тип буланой кошки, а на более поздних изображениях видны уже породные расслоения.
Затем в истории возникает пауза, и о кошках не слышно до IV века н. э. Ни Веды, ни Библия не сказали о них ни слова.
Но прежде чем мы отправимся в Европу вместе с египетскими и греческими купцами, давайте посмотрим, как же сложилась судьба кошки в Аравии. Здесь она стала в раннем средневековье любимым животным пророка Магомета. Французский знаток кошек Пьер де Монкриф, издавший в начале XVIII века первую в мире книгу об этих животных, излагает любопытную трактовку общеизвестной истории, услышанную им от одного высокопоставленного муллы.
В первые дни, когда «чистых и нечистых» заперли в Ноевом ковчеге (в мусульманской религии Нух), удивленные движением лодки и новым местонахождением, они первое время не пытались познакомиться друг с другом. Но обезьяне вскоре наскучил сидячий образ жизни. Она пошла заигрывать с молодой львицей. От любви обезьяны и львицы родились кот и кошка! По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на лапы и отвел ей постоянное место в раю. После этого Магомета на арабском Востоке стали называть «отцом кошек».
Существует и еще одна легенда, связанная с Магометом и кошкой. Магомет, сидевший в саду, захотел встать и уйти. Но увидев спящую на поле его халата кошку, он разрезал дорогое одеяние, чтобы не потревожить свою любимицу.
Но еще задолго до Магомета Плиний писал, что арабы обожали золотистых кошек (скорее всего речь шла о прародительницах абиссинских кошек). ак же относились к ним и турки, а вот собак безжалостно выгоняли, считая «нечистыми» животными. И сегодня у мусульман кошки пользуются особым расположением.
До начала нашей эры кошки встречались в Греции и Риме редко. Вместо них здесь использовали против мышей главным образом ласок, горностаев и каменных куниц, а иногда хорьков, привезенных из Северной Африки во время правления императора Августа. Постепенно из художественных произведений, в частности из греческих комедий, люди все больше узнавали о кошках. Греческая богиня Артемида, покровительница охотников, заняла место Бастет. Когда же кошка все-таки здесь появилась?


Плутарх в I веке нашей эры говорит об этом животном как об экзотическом. Происхождение его не вызывает у мыслителя сомнений - из Египта. До него, если не считать беглых упоминаний Геродота и Аристотеля, о кошке никто не писал. Но и они говорят о кошках только с большим почтением, совершенно не упоминая их утилитарную роль сторожей-мышеловов... В Коринфе была даже огромная бронзовая статуя, изображающая кошку, сидящую на задних лапах. Скорее всего она попала из Египта в Грецию не прямо, а через Италию.
А может быть, и через Крит? ам обнаружены фрески, изображающие кошек, которые пожирают перепелок. Предполагают, что эти фрески относятся к 1600 году до нашей эры.

Однако было бы логичнее вслед за Геродотом предположить, что греки выкрали кошачью породу у египтян, чтобы тоже спасать урожаи. И помогли им в этом финикийские мореходы, которые частенько наведывались во все порты Средиземноморья.
Шли века, и маленькие пушистые спутники человека продвигались все дальше и дальше на север и запад Ойкумены . На территории Западной Европы, в Галлии, домашней кошки до римлян и германцев не было. Среди животных, изображенных в расписной керамике гончаров Аллье (за несколько веков до нашей эры), имеются собаки, овцы и даже лошади. Но кошки, увы, нет. Она появится позже, в эпоху, когда Римская империя переживет свой последний подъем. В обозах легионеров она перевалит через Альпы и попадет в Западную Европу. Конечно, то будут лишь отдельные зверьки, но от поколения к поколению они распространятся по обширным областям.
В раннем средневековье кошки в Европе редки и очень дороги. Христиане относились к ним неплохо, кошки были единственными животными, которых дозволялось держать в женских монастырях. Предполагают, что именно монахи расселили кошек по всему континенту. В X веке н. э. полчища крыс пришли в Европу (вспомните, какие были эпидемии!). Кошкам было работы невпроворот, и кошки работали. Но ничто хорошее не остается безнаказанным.
Во Франции, как и в Испании, до кошек для борьбы с грызунами использовали мелких хищников. Чаще всего ласку, а также маленькое грациозное животное генетту, пропорциями тела напоминающую кошку. В молодом возрасте генетта легко приручается, и в течение довольно долгого времени она будет занимать законное место в замках рядом с другими любимыми животными — собаками, обезьянами, птицами. После битвы при Пуатье (VIII в.) для рыцарей был даже утвержден Орден генетты.
Почему же померкла ее слава? Генетта была отстранена от привычной семейной жизни из-за своего специфического запаха, выделяемого особыми железами и присущего всем виверровым. Кроме того, в неволе генетты размножаются плохо, в то время как кошек обвинить в этом никак нельзя.
Да, разными дорожками и тропинками пробиралась кошка, завоевывая Европу. И хотя ее частенько несли с собой монахи, она уже перестала быть божеством. Но монахи были еще и просветителями, они учили население использовать это животное по назначению.
Когда римляне завоевали Британию, кошка появилась и здесь. Сначала в Шотландии. У скоттов она не только была хранительницей зерна, но и символизировала воинственность. До сих пор у шотландцев слова «кот» и «храбрый человек» нередко выступают синонимами. Гербы и штандарты древних жителей Шотландского нагорья были украшены изображениями кошек. Существовало графство Кейтнесс - «Кошачье». А герцог Сазерленд еще и дюк Кэт - «Кошачий герцог».


Очень рано, еще на заре нашей эры, Британские острова стали местом селекции и разведения кошек. Правитель Уэльса Хоуэлл Дха издал в 940 году Закон о содержании ценного животного - кошки. В одном поселке должно иметься 9 построек, 1 печь, 1 плуг, 1 маслобойня, 1 бык, 1 пастух, 1 петух, 1 кошка. Собака не предусматривалась! По цене кошка приравнивалась к бычку или жеребенку. от, кто украл или убил кошку, охранявшую амбары феодала, обязан был возместить убытки овцематкой или зерном, его надо было сдать столько, чтобы оно полностью покрыло кошку, которую держали за кончик хвоста, а нос ее при этом касался земли. Без сомнения, это было дорого. Указ Хоуэлла устанавливал требования к кошке: она должна хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, быть мышеловом, прилежно воспитывать котят, не поедать их и не очень часто требовать кота. Если после покупки вскрывался какой-либо недостаток, треть стоимости возвращалась.

Важное обстоятельство способствует быстрому распространению кошек - в Европе появляется новое животное, с которым теснейшим образом связана дальнейшая судьба кошки...
Страшная напасть появилась неожиданно. Рыцари, возвращавшиеся из «святых земель», привозили, сами того не ведая, в трюмах кораблей и на телегах безбилетного пассажира. Речь идет о черной крысе, разносчице чумы, причине гибели целых народов.
Первый раз о ней заговорили в XII веке. Выходец из Центральной Азии, она молниеносно захватила Ближний Восток, превосходно приспосабливаясь к любым условиям и продвигаясь все дальше на запад. Не помогали никакие капканы (расходы на них имеются в любой смете у хозяев средневековых замков), никакие яды - ничто не могло остановить крысиного нашествия. И именно кошки окажутся единственными хозяевами ситуации, их ловкость и боеспособность станут решающим фактором, дадут им преимущество над ласками, генеттами и другими мелкими хищниками. Отныне они станут согражданами в полном смысле этого слова. Из гостей превратятся в необходимых спутников и - спасателей.
А Дальний Восток, Индия, Индокитай? По преданиям, идущим из глубины веков, кошки были давно известны на Дальнем Востоке. Не ясно только, как они туда попали. Скорее всего, процесс одомашнивания шел здесь самостоятельно, и предками дальневосточных кошек стали дикие животные, обитающие в этом регионе.


Первыми, кто подружился с кошками, были монахи, скрашивающие этой дружбой тяготы уединенного монастырского жития. Четвероногими товарищами отшельников были отнюдь не священные бирманские кошки, как об этом говорят многочисленные, но лишенные оснований предания (эта порода была выведена сравнительно недавно благодаря планомерной селекции, и рассказ о ней впереди).
В Срединном царстве (I тысячелетие до нашей эры) кошек с успехом использовали по назначению в амбарах и погребах. Это и понятно: ведь речь шла о стране с несчетным числом жителей и беспощадными правителями, где существование зависело от того, что вырастет на земле.
Мышей в тогдашнем Китае было едва ли меньше, чем крыс, и люди, до того как узнали кошек, вряд ли имели иное действенное средство для борьбы с этим опустошительным бедствием.


В богатом китайском языке примерно в VI веке до нашей эры появляется слово «мао», обозначающее кошку, которое легко сопоставимо с «мяу». Глагол «мияо» - оберегать зерно и «мао» - «кошка» обозначаются одним иероглифом, что характеризует назначение животного. Люди быстро приметили, что, если в доме есть хотя бы одна кошка, это уже гарантирует защиту от непрошеных гостей в кладовых и долгое время заставляет их держаться подальше. ак постепенно животным стали приписывать волшебные свойства. В некоторых китайских провинциях в течение 11 дней над дверью комнаты роженицы подвешивали клок кошачей шерсти: этот талисман должен был обеспечить счастливое будущее новорожденного. В других районах считали, что кошка, наоборот, предвещает нищету в той семье, в которой появляется.
У японцев, которые получили кошку из Китая, первые зверьки ценились очень высоко, и их покупали только помещики. Крестьяне, мельники и пекари, которые отчаянно нуждались в проворных мышеловах, были рады даже соломенным муляжам, контурным рисункам и фигуркам кошек.
Японские шелкоделы использовали керамические изображения кошек и копии скульптур для отпугивания крыс.


Маленькие создания занимают значительное место на эстампах таких известных мастеров японского искусства XVIII и XIX веков, как Утамаро, Монотого Хирошиге и Утаваи Кугийоши. В некоторых их композициях кошка представлена с лапкой, приподнятой до уровня глаз,- знак удачи.
Обладание кошками - одна из привилегий японской знати. В средние века знаком особого расположения вельможи к министру считалось преподнести ему кошку, выращенную в императорском дворце. Разумеется, таких кошек держали не для ловли мышей и крыс. Они служили праздности, как, впрочем, и их знатные хозяева, и питались с серебряной и золотой посуды.
Небогатые люди были не в состоянии приобрести редких и дорогостоящих животных и пользовались соломенными муляжами и фигурками кошек для отпугивания крыс. Различные изображения кошек служили устрашающим символом, чуть ли не столетие, прежде чем на улицах и площадях не появились тележки торговцев, в которых помещался долгожданный когтистый товар.
Оберегая животных от воровства, хозяева привязывали их за шею к грузу или колышкам, после того, как они выполнили свои ночные обязанности.


Каждый, увидевший на своей территории чужую кошку, объявлял ее своей собственностью. По всей вероятности, это обстоятельство препятствовало, во-первых, свободе передвижения кошек, и, во-вторых, жестокому с ними обращению.
Несколько столетий спустя, когда они уже были собственностью каждого, дальневосточные кошки испытали все тяготы, какие вынесли их европейские сородичи. К ним относились с недоверием, полагая, что в них заключены потусторонние силы, будь то демоны или колдуны, приносящие в дом несчастье.
Так, старинное японское сказание говорит о том, что кошачий хвост якобы приобрел присущие змее качества и таким образом стал отождествляться со змеей как одной из слуг самого Сатаны. Из-за этого всем без разбора кошкам принялись повсеместно обрубать их ни в чем не повинные хвосты. Животные же, у которых хвосты не были обрублены и особенно после десяти лет, считались самыми отъявленными исчадиями дьявола, если не самим его воплощением.
Характерно, что на изящных, полных неповторимой грации японских рисунках, выполненных в традиционной манере тушью, кошки того времени изображены именно с укороченными хвостами. И только в начале XVIII века императорским указом кошки были полностью реабилитированы и перестали подвергаться процедуре усекновения зловредного органа.

Шло время, суеверия не исчезали, между тем как крысы и мыши множились. И вот уже согласно декрету, принятому в начале XVII века императорскими властями, штрафу подвергаются те, кто мучал, калечил, продавал, покупал или утаивал кошек. В легендарной серии сказок «Некомате» символ счастья представлен в облике призывно помахивающей лапкой кошки Манеки-неко (по-японски «неко» - кошка). И сегодня Манеки-неко - любимый сказочный персонаж японских детей.
В Древней Индии кошка также была объектом всеобщего уважения, оставаясь при этом и жертвой дискриминации. В самом деле, если буддизм проповедовал любовь и защиту всех животных, то кошкам почему-то в этом было отказано. Легенда рассказывает, что во время погружения Будды в нирвану вся звериная порода была приглашена на церемонию. Но кошка проспала и прибыла на место встречи с опозданием, что было непростительно. Этим и объясняется такое отношение к кошкам.
Но вернемся в Европу. Здесь в средние века кошка из доброго гения неожиданно превратилась в дьявола. Религиозная борьба требовала врагов идеологических, началась охота на ведьм. Кошке припомнили, что она была языческим богом, что она гуляет по ночам с тайными намерениями, что у нее светятся в темноте глаза (за все это ее и ценили в Египте).
Служители магов, союзники ведьм, злодеи... Чего только не придумывали, чтобы оправдать пытки, которым были подвергнуты эти бедные животные! Сердце сжимается, когда читаешь документы, где описываются их страдания, и нельзя не испытывать чувство стыда, вспоминая жестокость - союзницу глупости в сочетании с самыми слепыми фантастическими предрассудками.
Христианство отказывало кошкам в праве на существование. Возможно, здесь повинно то обстоятельство, что они играли известную роль в мифах германцев и, следовательно, воспринимались как воплощение язычества.


Конец мирной дреме на теплых печках оставшихся в живых мышеловов пришел тогда, когда папа Иннокентий VIII, прозванный в Германии «невинным» (конец XV в.), издал печальной известности указ. В нем колдовство и поклонение дьяволу были представлены как реальность, против которой церковные власти должны бороться со всей строгостью. Во многих случаях эта папская булла служила средством устранения неугодных сограждан. Вместе с еретиками и ведьмами с преисподней связаны и их кошки, которые также должны были предстать перед инквизицией. Постоянно усиливавшаяся на протяжении трех столетий охота на ведьм достигла апогея в XVI-XVII веках, и за это время было сожжено, изрублено, замучено несметное количество кошек. Уже одно то обстоятельство, что у человека имелась кошка, в особенности черной масти, давало повод к обвинению в колдовстве. За два столетия сотни тысяч человек были обвинены в сношениях с нечистой силой и сожжены вместе с кошками. Во времена, когда понятие о человечности не имело никакой ценности, заботила ли кого-нибудь судьба бессловесной твари?
Впрочем, знать охотно держала при дворах самых различных домашних животных, в том числе и кошек, если в них была необходимость. Поэтому дворяне далеко не всегда поддерживали гонения и издевательства над животными со стороны клерикалов.

Tогда же появились первые защитники кошек (предвестники Green Peace). Уэльский правитель в 936 году н. э. издал закон о защите кошек. Но инквизиция была гораздо сильнее. У Якоба Гримма, который вместе с братом Вильгельмом стал известен благодаря изданию немецких сказок, мы можем прочесть о том, что истоком травли послужило предание, появившееся в Европе после ридцатилетней войны. В нем говорилось об одной 20-летней кошке, которая превратилась в колдунью и потом уже из древней старухи снова сделалась кошкой. Суеверие, будто ведьмы оборачиваются кошками, так как в этом обличье им легче вершить свои темные дела, сохранялось вплоть до конца прошлого столетия. До сих пор отголосками этих бредней остаются толкования некоторых снов.
Увидев кошку во сне, многие люди ждут неприятностей, предательства, лжи. Если во сне вы боретесь с кошкой и ее когти ранят вас, вы можете ожидать страдания от болезни. Вам снится кошка в гневе - готовьтесь к семейной ссоре. А когда дерутся разъяренные звери - нужно ожидать крупную ссору. от, кто во сне побил или убил кошку, задержит грабителя. Но зато появление во сне красивой белой кошки обещает богатство тому, кому посчастливится ее увидеть.
Магическая взаимозависимость, которая, по мнению средневековых европейцев, существовала между кошкой и приходящим в дом несчастьем, отражалась в разнообразных обычаях многих стран. Прежде всего, это был обычай «строительных жертв». Смысл его заключался в том, что при постройке здания в его фундамент замуровывали живую кошку или ее труп. Жертва должна была отвращать от живущих в доме болезни, смерть, удары молнии и иные несчастья. В новейшее время - и более всего в Англии! - эти жертвенные трупики находят при сносе старых зданий. При разборке ауэра в Лондоне в одной из каменных кладок был обнаружен высохший труп кошки, жившей в XVII столетии и едва ли случайно попавший в стену.


В другом месте были зверьки, специально убитые и замурованные со вложенными в их пасти крысами, мышами или птицами. В соборе Крайстчерч в Дублине под каменной кладкой в основании органа были найдены кошка и мышь. Вероятно, их замуровали для острастки грызунов, которые с удовольствием обгрызали лучшее, что было в церкви,- кожаные меха органа.
Часто кошек клали под порог дома или в деревнях под двери хлева, надеясь этим оградить дом от заразных заболеваний и эпидемий. Но если болезнь все же заглядывала в дом, кошкам приходилось расплачиваться за это жизнью.
Крысы между тем, оставленные в покое истребленными и покалеченными кошками, быстро размножались, заполняя города и деревни. Целыми полчищами они разгоняли последних кошек и удобно устраивались в каждой сточной трубе и в каждом доме.

Захоронение кошек в полях и под плодовыми деревьями производилось не столько как колдовство, сколько как действо, благотворно влияющее на урожай. В основе этого обычая лежало представление о том, что кошка приносит плодородие почве. Как и многие другие мистические действа, захоронение производили при лунном свете в полночь, в «час духов». В Богемии существовал обычай задабривать «духов земли», принося им в жертву кошек и тем самым удобряя почву в саду. В Семигорье и Померании считали, что, захоронив кошку, хозяин убережет сад от воровства. Закопав на поле до начала сева черную кошку, ожидали ускорения всходов. Этот символ плодородия сохранился и в наши дни, правда, уже в безобидной форме, как народное поверие в Дофине близ франко-итальянской границы. ам перед началом и в конце косовицы кошку - не обязательно черную, но обязательно добродушную - убирают цветной бахромой, колосьями и васильками. А после праздника и танцев девушки снимают с кошки наряд.
В те далекие и не очень далекие времена, когда врачи и аптекари предлагали пациентам сушеных кротов, жженых мышей, куриные желудки, другие потроха и даже экскременты, «темные силы» кошек также служили медицине. Шарлатаны приготовляли из мяса, жира, крови и мочи кошек экстракты, мази и пластыри, которые применялись при всех хворях - от эпилепсии до геморроя. В качестве чудодейственного средства от прострела или ревматизма прописывались припарки на спину из разогретого мяса кошки. Позднее вместо мяса стали использовать мех, причем лечебным считалось вовсе не его свойство хранить тепло, а некие магнетические силы. Бесчисленное число кошек жертвовали шкурками ради утепления людских ушей. Их использовали и для удаления бородавок, с которыми издавна были связаны суеверия о кошках. К примеру, девятикратное прикосновение к хвосту дохлой кошки гарантировало успех дела, если это происходило под молодым месяцем. Сегодня подобные действа вызывают смех, но еще два-три поколения назад многие невежественные люди, особенно в деревне, верили, подобно ому Сойеру и его другу Геку Финну, в эффективность таких манипуляций. Верят и поныне! В 1981 году в США в списке бестселлеров 21 неделю держалась книга «101 практический совет по применению дохлой кошки», разошедшаяся тиражом 2,1 миллиона экземпляров.
Плодовитость кошек послужила поводом к тому, чтобы считать их «любовными колдунами». В средние века из кошачьих мозгов приготовляли любовные притирания, которыми умащивались соответствующие части тела. В одной из врачевальных книг, вышедшей в XV веке в Швейцарии, говорилось, что против ослабления детородной способности помогает блюдо, приготовленное из кота, который был в детстве кастрирован. Против бесплодия, а также для облегчения родов нужно принимать порошок из кошачьего последа; кошачья селезенка якобы помогает при сильной кровоточивости, а питье из крови кота будто бы придает мужественность и способствует победам над женщинами. Многие из этих рекомендаций даны еще римским врачом Галеном, жившим во II веке нашей эры.
Но, как ни сильна была власть предрассудков, им все же пришлось бежать, как крысам с тонущего корабля, под свист паровых машин нового времени. В 1808 году в Вене выходит в свет «Естественная история для школьных учителей и почитателей этой науки» в трех книгах, написанная Д. Функе. В ней доказано, что кошка - полезное животное и нужна для борьбы с грызунами.
Было бы странно, если мы, поговорив о кошках - жительницах Западной Европы, стран Дальнего Востока, не упомянули о наших соотечественницах.
Первые кошки появились на территории нашей страны в древнем Урарту и Ольвии в VII-VI веках до нашей эры, потому, что эти государства имели обширные связи с древним миром, в частности с Египтом.


Скифы тоже знали кошку, но в курганах обнаружена пока лишь одна косточка домашней кошки. В V- VIII веках нашей эры они уже жили в Прибалтике, а в X-XIII - на землях Древней Руси, правда, были малочисленны: в Ярославском Поволжье в курганах X-XI веков останки кошек обнаружили лишь в двух из двухсот.
В России кошка жила во все времена относительно спокойно: ее не превозносили, но и не преследовали. Живи да работай на здоровье! Кошка - хозяйка дома, собака - хозяйка двора; у каждого свои дела. Кошек за труд уважали и крестьянин, и купец, а купчихи в них души не чаяли - посмотрите картины Кустодиева - разве плохо им жилось? Лояльное, незлобивое, иногда ласковое отношение чувствуется и в народных сказках, и в поговорках, и в колыбельных песенках.

Теперь о том, как ценилась кошка. Гривна - слиток серебра весом 205 граммов. Она делилась на ногаты (20-я часть) и куны (50-я часть). За куну можно было пообедать, правда неплотно. ак вот, в своде законов Древней Руси «Правосудье митрополичье», составленном в XIV веке, устанавливался штраф за украденное животное. За голубя платили 9 кун, за утку, гуся или журавля - 30 кун, за лебедя - 70 кун, за корову - 40 кун, а за кошку или вола - 3 гривны. Кошка приравнивалась по цене к волу! Это деньги немалые.
А вот еще одна статья судебника, уникальная в своем роде и приравненная к уложениям древних государств, в частности Египта: «А кто собаку убьет, ли кошку - вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку - вместо кошки».
Но вернемся в Европу. В эпоху Возрождения, когда просвещение стало потихоньку теснить мракобесие, кошкам немного полегчало. Осталось много свидетельств любви к кошкам сильных мира сего (кошатником слыл грозный кардинал Ришелье), у кошек появились свои художники («кошачий Рафаэль» Готфрид Минд), кошек любил Данте и работал в их обществе. Но и эта весна оказалась короткой.
Тяга человека к естественным наукам, к анатомии и физиологии требовала научных пособий. К тому времени кошек вокруг человека стало предостаточно, и человек обратил внимание на кошку, его стало интересовать, а что у нее там внутри. Занятия вивисекцией стали повальными, модными, широко распространенными. Количество открытий множилось, человек познавал мир. А кошка? А кошка умирала, изрезанная на кусочки. Молча. огда существовало мнение, что кошке не больно и собаке не больно. Что они только живые механизмы, что их можно так изучать.
Это мнение сохранилось местами до сих пор, достаточно заглянуть в виварии научно-исследовательских институтов. Физиологи, особенно нейрофизиологи, выбрали своим объектом кошку. Кошки со вскрытыми черепами, покрытые проводами и клеммами, гуляют по лаборатории. Их там любят, по-своему. Наше современное понимание зрительной системы млекопитающих (как мы видим, как мозг обрабатывает информацию и т.д.), их системы кровообращения во многом обязано именно кошкам. Биохимики изучают кошачьи протеазы (ферменты, расщепляющие белки). Для изучения, как это ни грустно, нужны внутренности живой кошки. Науке нужны жертвы. Великий И.П. Павлов, отмаливая грехи, поставил собаке памятник, а кошке памятник почему-то никто не поставил. Да и что ей памятник?
(В 2003 году в Москве все-таки был поставлен памятник кошке - как признание заслуг, в том числе и вклада в развитие науки.)
Затем стали появляться общества защиты животных, их работа заключалась в исправлении больного общественного сознания. Люди должны вспомнить, что все живое - одной крови, об этом во все времена человечества говорили лучшие, И об этом же стали твердить пресса, радио и, наконец, телевидение.огда палку перегнули в другую сторону, кошку принялись очеловечивать - приписывать ей эмоции и стремления. Кошка стала членом семьи, ее стали кормить, как человека, укладывать на пуховики, оставлять ей завещания, любить больше собственных детей (что-то знакомое, это уже однажды было). Кошка стала болеть человеческими болезнями, появились изнеженные породы, погибающие от малейшего нарушения содержания, приученные к прививкам и таблеткам. Котенок особой породы стоит дороже шикарной машины, породистая кошка — престиж семьи. Элитарные клубы и выставки. Длиннейшие родословные и не менее длинные имена и титулы. Зачем это людям, можно попытаться объяснить. Но зачем это кошкам?
Кошек, это бывало во все времена, пытаются использовать и как простую домашнюю скотинку, шкурку на шубу (мех кошки один из самых прочных при ношении и очень красивый, когда-то в СССР поставляли китайские детские шубки из кошки, производство работает и сейчас), тушку на кухню или на корм животным. Китайскую вислоухую кошку разводили и по-прежнему разводят на мясо.
Меховщики-кустари время от времени открывают свой подпольный бизнес, тогда в округе начинают пропадать кошки. Французская пословица, что «для приготовления кролика по-провансальски нужно иметь, как минимум, кошку», тоже открывает вполне утилитарный подход к соседу человека.
Кошек принимали на службу и платили им жалованье (в Зимнем дворце «служили» 300 кошек; в Британском музее им полагалась униформа - желтый бант; английская почта с 1868 года ежемесячно отчисляет зарплату своим кошкам). Кошки, бывало, защищали хозяев от змей и грабителей и провозили наркотики через таможню.
С детства с нами рядом безотказный Кот-в-сапогах, негодяй Кот Базилио, ленивый Кот Котофеич, непонятный Чеширский Кот со своей не более понятной улыбкой. Остаются в памяти штабной кот у Ярослава Гашека, который за ночь сделал рельефной карту военных действий, великий кот Мурр и, несомненно, славный Бегемот, посетивший Москву в составе делегации Воланда. С легкой руки Киплинга кошка так и «гуляет сама по себе» в нашем сознании, и он был прав, отпустив ее.
О старинных преданиях, поверьях и суевериях, связанных с кошками, написано очень много. Попробуем бросить нетрадиционный взгляд на сегодняшние, модернизированные суеверия, более точно отражающие нашу современную жизнь.


В основном, связанные с кошками современные народные поверья касаются брака и любви. Возьмем, например, такую фольклорную жемчужину, бытующую в горах Озарка (США). Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Что правда, то правда, кошки прекрасно разбираются в людях. Однако, в соответствии с этой традицией, разборчивая невеста не просто задает вопрос кошке - она берет три волоска из кошачьего хвоста, завертывает их в бумажку и кладет этот пакетик под порог. На следующее утро она развертывает бумажку и смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «Y», то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N», то поклонник получает отказ.

Современные девушки, если они не рассчитывают на свой здравый смысл при решении вопроса, действительно ли этот добрый молодец «the boy for me», также могут положиться на мнение кошки или кота, только обязательно не стерилизованных. Устройте нечаянную встречу между этим молодым человеком и своей кошкой. Если он поморщится и скажет: «У меня аллергия на кошек! Что здесь делает эта дрянь?», вам, вероятно, не стоит сразу бежать с ним под венец. Поостерегитесь также, если кошка, бросив взгляд на вашего ухажера, побрызгает на его 80-долларовые замшевые башмаки.
Мужчины, которым не нравится идея перед женитьбой проходить освидетельствование у кошки, могут прочитать в «Энциклопедии американского фольклора» такую примету: «Если мужчина ладит с кошками и любит их, ему всегда будет сопутствовать удача». Из аиланда пришло к нам другое марьяжное суеверие по поводу кошек. Оно говорит, что для того, чтобы брак был счастливым и плодовитым, новобрачные должны запустить в спальню в первую брачную ночь кота,- желательно большого, матерого, с длинными усами. На первый взгляд, это очаровательный обычай, но на деле он может навлечь на новобрачных много хлопот. Во-первых, некастрированные коты имеют отвратительную привычку брызгать мочой где попало. Во-вторых, ничего нет романтичного в том, что в постели между женихом и невестой разляжется толстый усатый котяра. Поэтому разумнее поступят те молодожены, которые вместо визита настоящего кота повесят у кровати фотографию красивой кошки.
Из «Энциклопедии американского фольклора» можно извлечь много прекрасных советов и хитростей для владельцев кошек. Например, чтобы удержать кошку в доме, вы должны взять кусочек мяса, подержать его у себя под мышкой и дать съесть кошке (неизвестно, сухой это должен быть корм или консервированный). Испробуйте этот прием, и вы увидите, что ваша кошка не только останется дома, но и приведет всех своих друзей, чтобы они полюбовались на ваши манипуляции.
В прошлом лучшим лекарством для кошек от бродяжничества считалось масло. «Намажьте кошачьи лапы маслом, и кошка никогда не убежит из дома»,- советует один фольклорист. «При переезде на новое место намажьте маслом лапы вашей кошки, и она никогда не вернется в старый дом»,- диктует нам другое поверье. Поскольку «Энциклопедия» не дает никаких советов относительно удаления жирных пятен с пола, ковров и мебельной обивки, современные хозяйки могут эти поверья проигнорировать. Кроме того, в наше время антихолестеринового бума на масло наложен запрет. Если вы все же захотите воспользоваться этими бабушкиными советами, применяйте не масло, а ненасыщенный маргарин.
Некоторые суеверия, однако, звучат сегодня так же свежо, как сто лет назад. Случалось ли вам быть разбуженным в 4 часа ночи громким мяуканьем, брести на кухню и открывать банку с кошачьим кормом? Если да, то вы подтвердите старинное китайское поверье, что кошки способны вызывать души умерших - как зомби.
Но другое китайское поверье, будто по кошачьим глазам можно определить время дня, еще требует доказательства. Зато сегодня гораздо легче узнать время с помощью языка кошачьего тела. А именно: если кошка топчется на физиономии хозяина - значит, сейчас 5 часов утра, кошка лежит без сил возле своей пустой тарелки - 6 часов вечера, кошка тяжело дышит от сытости - 6 час. 20 мин. вечера, кошка спит - все остальное время дня.
Согласно фольклорным источникам, кошки могут также предсказывать приход гостей или незнакомцев. Например, если кошка умывается или приглаживает свои усы вечером, вскоре в дом придет друг. Если кошка протягивает лапы к очагу — к дому приближаются незнакомцы.
Но из личного опыта мы сейчас знаем более надежные приметы скорого прихода гостей. Например, если кошка делает свои большие дела в свой туалетный лоток - значит, ваши званые к обеду гости придут через пять минут (именно столько времени нужно, чтобы запах распространился по всему дому). Если ваш кот срыгивает комок шерсти на ковер посреди гостиной, значит, покупатели вашего дома будут на пороге через 30 секунд.
Таинственная, смышленая, ловкая кошка вдохновила людей на множество примет и суеверий за время долгой совместной жизни с ними. Хотя некоторые связанные с кошками суеверия отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, другие полны любовью.


Сегодня, к счастью, единственным дошедшим до наших дней наследием мрачного периода в истории домашней кошки являются приметы, связанные с черным котом. Причем смысл этих примет меняется подчас до противоположного. В некоторых странах и в наши дни к черной кошке относятся со всей серьезностью. ак, несколько лет назад богатый владелец ресторана на юге Италии, возвращаясь домой поздно вечером, заметил черную кошку, перебежавшую дорогу перед его автомобилем. Он свернул на обочину и остановился, считая невозможным продолжать путь, пока кошка не перебежит дорогу в обратном направлении, избавив его таким образом от несчастья. Машина, одиноко стоящая на обочине, и притом ночью, привлекла внимание полицейского патруля. Когда же полицейские выяснили причину, то сами побоялись ехать дальше и тоже решили подождать возвращения кошки.

Американская же народная мудрость из XIX века учит: «Хотя считается, что черные кошки приносят несчастье, бродячий кот, особенно если он черный, обязательно предвещает удачу. Если черный кот пришел к вашей двери, впустите его и будьте к нему добры».
Человеку нравятся кошки - это факт. Нравится их эстетика, грация, их мистика... Кошек рисовали Альбрехт Дюрер и Иероним Босх, великий Леонардо, Огюст Ренуар и Марк Шагал. В ретьяковке на полотнах кошек мало, но они есть у Федотова, Нестерова, Кустодиева в жанровых сценах русской действительности. Кошек много и с удовольствием рисуют сейчас — загляните на любой вернисаж: везде, где надо показать «атмосферу тепла и доверия», художники лаконично рисуют кошку. Андрей Макаревич как-то сделал в ЦДХ большую выставку кошачьих портретов и просил не спрашивать, почему именно кошки. Никто не спросит - всем ясно, что кошка - образ теплый, сексуальный, загадочный и просто очень красивый, почти как женщина, но к тому же молчаливый и свободный.
В Москве не так давно открылся музей кошки. Вы были в нем?
Специальные радиопрограммы для кошколюбов (-ведов и -водов) делали и вроде пока еще делают радиостанции «Надежда» («Зверский час»), «Открытое радио» («Мой ласковый и нежный зверь»), «Моя волна» («Брат мой меньший»). Кошачьи клубы возникают в каждом городе и районе и распространяют вширь и вглубь свое классовое мировоззрение и информационное поле, международные кошачьи ассоциации (а имя им - легион) устанавливают свои правила для своих мероприятий и моду на определенные кошачьи породы в определенных человеческих кругах, и каждый может найти подходящую для себя организацию или организовать собственную по своему вкусу.
В Интернете можно встретить массу разнообразнейшей информации из разных стран, на разных языках о кошках, породах, клубах, владельцах и котятах. Были даже идеи сделать специальную сеть - KittyNet, и ведь сделают.
Сейчас начинается третье тысячелетие нашей эры, седьмое тысячелетие совместной человеко-кошачьей жизни. Какая же она - эта жизнь? Оказывается, сохранились все типы отношений. Кто-то живет, не замечая кошки рядом; кто-то поклоняется ей, пишет ее портреты и посвящает ей стихи; кто-то шьет из кошки шубу и считает барыш; кто-то носит эту шубу, не думая о кошке; кто-то сжигает, хохоча, кошку живьем; кто-то пишет диссертацию «о влиянии осломицина на активность дребудазы на препаратах из поджелудочной железы кошки»; кто-то рассказывает ей на ночь сказки, кормя одной капустой.
Auto Translate

Russian | Русский English | Английский German | Немецкий French | Французский Spanish | Испанский


элурус

ПРЕЗИДЕНТ ФЦ
454014
Челябинск,
ул.Захаренко, д.5, кв.3
Бирукова
 Ольга Петровна

Телефоны:
+7 951 787 94 88
 написатьe-mail
скайпСкайп

АДМИНИСТРАТОР ФЦ
Сластенина
Татьяна Александровна